Вдвоем автогалопом по европам. Часть 2.

Первая часть — начало путешествия.

Итак, большую часть своих красот Альпы нам так и не показали, укрыв их плотным слоем тумана и облаков. И только, когда дорога пошла на спуск, мы увидели и сочные альпийские луга с пасущимися на них буренками, и ручьи, сбегающие от тающих ледников и превращающиеся в водопады, и тирольские деревушки с раскиданными по склонам, как будто бы, игрушечными домиками.

Аккуратный домик, вписанный в ландшафт, с входом через чердак.

Аккуратный домик, вписанный в ландшафт, с входом через чердак.

Один из многих водопадов

Один из многих водопадов

Так незаметно подъехали к границе с Италией. Граница в странах Евросоюза — вещь условная — есть лишь знак, что вы въезжаете на территорию другого государства и информационный щит с основными скоростными режимами на его дорогах. Но мы изменения почувствовали. Дорога стала не такая ухоженная и более узкая, да и манера вождения итальянцев немного похожа на нашу — если уверены, что не накажут, то правила нарушают.

Решив сэкономить на платных дорогах и чтобы поближе рассмотреть Италию, поехали «огородами» — дорогами местного значения. Скорость на них существенно ниже и петляют они постоянно, проходя через небольшие городки и деревни. Ничуть не пожалели — таких живописных, колоритных и удивительных видов не заметишь пролетая по скоростной трассе.

Небольшая крепость на вершине небольшой горы

Небольшая крепость на вершине небольшой горы

К месту нашей следующей стоянки (этот отрезок пути был в 408 км) мы подъехали уже затемно, в 9 вечера, на час опоздав к последнему сроку заселения. Зная, что не успеваем, заранее созвонились с отелем и с горем пополам на русско-английско-итальянском договорились, что нас будут ждать.

Первая остановка в Италии была запланирована сроком на 3 ночи с посещением Венеции и Падуи. Поэтому выбор пал на небольшой городок Корреццолу, расположенный между ними. Наш отель La Corte в очень далеком прошлом (XVI в.) был бенедиктинским монастырем со всеми соответствующими составляющими: монашескими кельями, большой конюшней, складами и магазинами.

Бывший бенедиктинский монастырь, а ныне отель La Corte

Бывший бенедиктинский монастырь, а ныне отель La Corte

Нас поселили в бывший дровяной склад, о чем указывала надпись над дверью. Внутри большого 4-х местного номера, стоимостью 50 евро за ночь, с хорошим завтраком и бесплатной парковкой, было по монашески достаточно скромно, но чисто, зато санузел большой и полностью оборудованный для инвалидов! А какая атмосфера царила в этом помещении!!! Огромные, темно-коричневые, смолистые балки перекрытия и мощеный камнем старинный пол, как нам сказали, сохранились в оригинале. По вечерам, сидя на сводчатой веранде за грубо обтесанным столом, потягивая красное вино, закусывая местным виноградом и свежим сыром, было приятно обсуждать увиденное и пережитое за день, делиться впечатлениями и планировать будущий день. А порой, даже казалось, что вот-вот промелькнет тень какого-нибудь монаха и послышится шорох его одежд. Может для кого-то это место и покажется не совсем комфортным, а может даже и жутким, но нам оно очень понравилось и «пришлось по вкусу».

Половина этого крыла монастырского здания еще не отреставрирована

Половина этого крыла монастырского здания еще не отреставрирована

На следующий день решили сначала поехать в Падую, а Венецию, как более сложный маршрут, оставить на потом. Тут надо заметить, что заранее нами были внесены в навигационную программу телефона координаты основных достопримечательностей всех городов, ожидающих нашего посещения. Так же там оказались и координаты возможных парковок. В действительности это очень облегчило нам ориентацию на незнакомой местности.

Падуя

От нашего отеля до Падуи было около 30 км «огородами», а так как движение на таких дорогах ограничено 50 км/ч, то мы приблизительно час созерцали окрестности и засеянные поля. Припарковались на одной из ранее намеченных в навигаторе парковке недалеко от центра. Вежливо отказались от предложенной помощи местных «парковщиков», приехавших за лучшей долей из Африки, готовых за небольшое пожертвование «помочь» припарковать вашу машину и пошли изучать первый в нашей практике паркомат. Стоимость первого часа стоянки составляла 1,7 евро, последующих — 1 евро. Вездесущий «парковщик», пытаясь, хоть как-то быть нам полезным, объяснил (за что и был вознаграждён), что для инвалидов стоянка бесплатная, это же подтвердил и итальянец, подошедший следом (но он уже не был вознагражден). Обрадовавшись такому обстоятельству, но все-таки немного сомневаясь, мы ринулись по заранее намеченному маршруту.  Скажу сразу, чтобы потом не возвращаться к этому моменту: все муниципальные парковки в Италии бесплатны для инвалидов, не важно — являешься ли ты гражданином ЕС или нет. Так что приличную часть расходов удалось избежать.

Познакомиться с городом за несколько часов и составить о нем объективное мнение очень сложно. Падуя – город с древнейшей историей, традициями и уникальными историческими и культурными памятниками. Нам этот город показался очень уютным и спокойным, без огромных толп туристов, снующих туда-сюда, на столько же древний, на сколько и современный. Например, гибрид трамвая и троллейбуса, передвигающегося по единственному рельсу на резиновых колесах, проходит через исторический центр, и чтобы избавить древние улицы от лишних проводов, эти участки трамвай проходит на заряде аккумуляторных батарей.

Есть в Падуе и каналы

Есть в Падуе и каналы

Совсем скоро очутились перед главной церковью города – базиликой Св. Антония, встретившей нас минаретными шпилями и куполами. Рядом на площади находится ещё одна реликвия – конная статуя венецианского кондотьера Гаттамелаты, её скульптор Донателло прославился тем, что это была первая конная фигура такого масштаба со времён античного Рима. Вход в церковь бесплатный, внутри находится усыпальница Св. Антония, собственно для этого и строилась сама церковь. При церкви есть очень уютный внутренний двор. Описывать подробно итальянские церкви и соборы думаю нет необходимости, они все прекрасны и вызывают только восторг и замирание сердца, а ещё глубокое удивление, что все эти творения – дела рук человеческих!

Базилика Св. Антония

Базилика Св. Антония

Забрели также в старейший ботанический сад города, который аж с 16 века сохранил первоначальную планировку, но сказать честно, не очень впечатлило. Вход для колясочников бесплатный. Надо, наверное, сказать сразу большой респект итальянцам – во все музеи и прочие исторические места, людей на колясках пропускают по бесплатным билетам! Это довольно приличная экономия для двоих туристов, так как в среднем все билеты стоят 8-10 евро.

Фонтан на Пратто-делла-Валле

Фонтан на Пратто-делла-Валле

В городе есть ослепительной красоты площадь, Пратто делла Валле – своеобразный зелёный остров, окружённый каналом, через который переброшены 4 мостика. Вдоль канала стоят статуи известнейших людей города в количестве 78 штук, когда-то было ещё 10 статуй венецианских дожей, но их разрушили по приказу Наполеона. В наш приезд некоторая часть скульптур, находящихся на ней, была на реставрации, но ощутить красоту всего ансамбля это не помешало. Капеллу Скровеньи, культовое место, расписанную фресками Джотто, решили не посещать, (слишком там всё сложно – бронирование билетов, маленькое помещение и т.д.), хоть и посмотрели ее снаружи, так как не являемся знатоками живописи, в следствии этого и поклонниками. Считаю, что от таких вещей надо чувствовать вкус и соответственно получать кайф, а не просто глазеть потому, что это круто.

Центр Пратто делла Валле заключен в канал со стоящими вдоль него статуями.

Центр Пратто делла Валле заключен в канал со стоящими вдоль него статуями.

Через узкие мощенные улочки с идущими вдоль них сводчатыми пешеходными галереями прошли к необычным площадям-близнецам: площади Трав и площади Фруктов. Обе площади составляют центральный падуанский рынок. Дворец Раджоне служит границей между двумя площадями.

Старинные узкие улочки Падуи с идущими вдоль них сводчатыми пешеходными галереями

Старинные узкие улочки Падуи с идущими вдоль них сводчатыми пешеходными галереями

Жители города увеличивали полезную площадь домов за счет пристроек к верхним этажам, подпирая их снизу сводчатыми арками. Таким образом, получались интересные аркадные тротуары, по которым комфортно гулять и в дождь, и в жару. Это придаёт городу особый шарм.

Улица, ведущая к собору Св. Антония

Улица, ведущая к собору Св. Антония

Под сводами 1-го этажа Палаццо делла Раджионе (Правосудия) находится старейший в Европе торговый центр, где можно купить в невероятном ассортименте мясной нарезки. Резать будут при вас, тоненькими кусочками от различных огромнейших кусков настоящего мяса, и этого, и другого, и пятого, и десятого, потом в сырной лавке вас будут искушать десятками видов сыров, не запечатанных в целлофан, а лежащих в лотках, купающихся в рассоле и сыворотке и источающих умопомрачительные ароматы. Добить себя можете зайдя тут же в энотеку и потерявшись в разнообразии предлагаемого ассортимента вин. В этом городе первый раз попробовали итальянское мороженое и со следующего дня это стало для Саши ежедневным ритуалом.

Город понравился, хоть и познакомились с ним поверхностно,было бы приятно остаться ещё на денёк, но это уже в следующий раз. Передвигаться на коляске довольно комфортно! Можете смело планировать поездку, думаем, что равнодушными не останетесь, тем более это один из немногих городов Италии с довольно ровным ландшафтом.

Венеция

Как уже писалось здесь в одном из отчетов, на официальном сайте муниципалитета Венеции существуют специально разработанные доступные для колясок маршруты. Ехать на машине в Венецию дороговато. Дневная стоянка стоит 21 евро, поэтому машину решили оставить на найденной еще дома по интернету парковке рядом с автобусной остановкой. От неё до площади Рима в Венеции была всего 1 остановка. Все автобусы, обозначенные специальным значком, низкопольные или оборудованы пандусом. Но нам пришлось пропустить парочку, так как они были битком и не хотелось ездить по ногам улыбающихся в ответ на это таких же туристов. Стоянка 4,50 евро в день, плюс два билета в оба конца 5,20. В кассе вапоретто дали льготные билеты до площади Сан-Марко в оба конца тоже за 5,20. На всех вапоретто есть персонал, который при необходимости поможет с посадкой и высадкой.

Венеция.

Венеция.

Так , что мы без труда добрались до самого сердца этого удивительного, богатого своей историей, необычного, плавающего города. Здравствуй, Венеция! Заждалась?! Ну вот и мы!

Вот стою, держу весло, через миг отчалю. Сердце бедное свело скорбью и печа-а-лью.

Вот стою, держу весло, через миг отчалю.
Сердце бедное свело скорбью и печа-а-лью.

Город был построен Республикой с таким расчетом, чтобы приближающиеся со стороны моря гости сразу испытали восхищение от его красоты. И хотя мы приплыли в него с «черного хода» (со стороны автовокзала), у нас все-равно захватило дух. Об этом удивительном и единственном в своем роде городе существует столько различной видео-, фото- и прочей информации, что в нем побывали, наверное, все, даже те, кто там и не был. И когда первый раз ступаешь своими собственными резиновыми колесами на его каменные улицы, невольно начинаешь сравнивать то, что видишь воочию с тем, что тебе было известно до этого. Может быть по этой причине, а может по какой-то другой, но первое, как, впрочем, и последующие впечатления об этом совместном чуде природы и человека остались не такими восторженными, как ожидалось.

Кто заказывал такси на Дубровку?

Кто заказывал такси на Дубровку?

Толпы туристов, торговцев, множество магазинов, лотков, лавок, ресторанов, кафе и прочего, прочего, превращают этот город в кишащий людской муравейник, галдящий на всех языках мира, среди которых довольно часто слышится «великий и могучий». Хочется нырнуть куда-нибудь поглубже, убежать от этого людского моря, затеряться в его глухих, петляющих улочках, чтобы остаться с ним наедине. Хочется признаться ему в зарождающемся и пока очень хрупком чувстве, но шёпотом или в пол-голоса. Но, к сожалению, без преодоления каналов по многочисленным мостам, далеко убежать на коляске не получится. А чтобы перебраться на другой остров, придется воспользоваться маршрутными  вапоретто, либо трагетто, ну а там — опять через мостики. В общем, без крепких мужских рук и ног сопровождающих, «колясочникам» в Венеции будет не совсем уютно.

В лабиринтах Венеции

В лабиринтах Венеции

Хотим честно сказать, что на помощь к вам никто кидаться не будет (если только вы не являетесь молодой очаровательной особой, парализующей всё живое вокруг бешеным животным магнетизмом!), ежели и предлагают сами, то очень редко и зачастую это люди преклонного возраста, из вежливости приходилось отказываться. Самим становится чрезмерно навязчивыми  тоже не хотелось, так что советуем рассчитывать только на свои «неограниченные» возможности.

На улицах Венеции

На улицах Венеции

Излазив вдоль и поперек оба намеченных маршрута, возможно ступая по следам своего знаменитого однофамильца Казановы, обнаружив в ничем не примечательном дворе какого-то музея знаменитую «мокрую» скульптуру Кэрол Фейерман, преодолев с помощью добрых прохожих нескольких неприспособленных для колясок мостов (а приспособленных встретилось всего 2!), мы нашли на заднем дворе знаменитого театра Гольдони небольшую домашнюю пиццерию, где и перекусили.

В ожидании заказа

В ожидании заказа

Впечатления от Венеции остались противоречивыми: от грустных — умирающий город, великий центр некогда могущественной республики, где когда-то кипела настоящая жизнь, на пристанях высились груды товаров, по каналам двигались сторожевые суда. Арсенал города вызывал восхищение всего средневекового мира, где конвейерным способом боевая галера оснащалась за несколько часов. А ныне этот город, отданный на откуп торговцам, извлекающим прибыль от его былого могущества, медленно погружается в воду. И, в то же время, восхищение — только от одной сумасшедшей идеи — построить город на островах, а практически — на воде. Каменные дома, дворцы, возвышающиеся над ними многочисленные храмы, мосты, каналы…! И все это, построенное в основном в VII-XV вв. задолго до открытия Петром I окна в Европу, сохранилось до сих пор и продолжает поражать нас и очаровывать!

Знаменитая "мокрая" скульптура от Кэрол Фейерман

Знаменитая «мокрая» скульптура от Кэрол Фейерман

Но, пора было заканчивать наше недолгое знакомство с этим городом. Закупившись сувенирами и картиной на память о нем, мы поплыли в обратном направлении. Солнце уже начало скатываться к горизонту и город, отражаясь в воде выглядел очень торжественно. Мы молчали и наслаждались открывающимися видами….

Перуджа

Наступил двенадцатый день нашего путешествия. Утром, простившись с нашим монастырем-обителью, мы направились в сторону Перуджи. Этот отрезок пути составил 360 км. «Под крылом» оставались Равенна, Феррара, Болонья и множество небольших, но колоритных городков, приходилось только банально успокаивать себя невозможностью объятия необъятного и «утирать обильные слюни». В первый раз оказались на платном участке дороги, результат 11.20 евро за 170км, это было единственное общение с платными дорогами Италии. Столица Умбрии — Перуджа — еще один очень древний, удивительный город с такими же древними памятниками (первое упоминание аж с IV века ДО н.э.!), расположенный на холмах, с узкими петляющими улочками, старинными храмами и дворцами. Здесь в своё время творили Рафаэль Санти и Пьетро Перуджино. Здесь же находится национальная художественная галерея Умбрии, разместившаяся во Дворце Приоров (XIII-XIV вв). В этом же здании располагается местный муниципалитет.

Еще один взгляд на жизнь...

Еще один взгляд на жизнь…

Забегая вперед, скажу, что зайдя из любопытства в здание, не заметив касс, мы прошлись по всем этажам, заглянули и в муниципалитет (а почему бы и нет, если везде есть лифты и пандусы?!) — везде нам улыбались и здоровались и лишь в одном из залов галереи нам вежливо отказали из-за отсутствия билета.

ма-а-а-ленькая Ирочка и БОЛЬША-А-А-А-Я АРОЧКА

ма-а-а-ленькая Ирочка и БОЛЬША-А-А-А-Я АРОЧКА

Город небольшой, чуть менее 160 тыс. жителей, но именно здесь проходит один из самых интересных и престижных джазовых фестивалей, находятся знаменитая шоколадная фабрика Перуджина, один из крупнейших и старейших  (1308 г.) университетов Италии, и еще один университет, открывший свои двери исключительно для иностранных студентов. В общем молодежи в этом древнем городе очень много.

В старом городе

В старом городе

Удивительно, как в Италии современность органично вплетается в старину, растворяясь в ней, не мешая, а иногда подчеркивая, и не теряет при этом своей функциональности. Например не смотря на то, что старый город и находится на самом высоком холме, попасть в него очень просто. Кроме разветвленной сети вполне доступных нашему брату автобусных маршрутов, существуют эскалаторы поднимающиеся от автопарковок нижнего города, а также есть мини-метро, состоящее из одного небольшого полностью автоматизированного вагончика. Билеты едины и на автобус и на метро по 1,5 евро. По ранее запланированному нами стечению обстоятельств, станция метро находилась как раз рядом с нашим отелем. Это оказалось очень удобно, так как на беглый осмотр города нами был запланирован, увы,только один вечер. Утром надо было вновь пускаться в путь. Ужин со, ставшей уже традицией, бутылочкой местного вина, был на балконе номера.

Улицы в старом городе похожи на вырубленные в скалах галереи

Улицы в старом городе похожи на вырубленные в скалах галереи

Отель «Аstor» в нижнем городе, 70 евро, предоставили снова 4-х местный номер, уютно, есть балкон с видом на ж/д вокзал, где вечерами просматривается вся изнанка привокзальной жизни. Парковка рядом муниципальная и платная, но мы поставили машину на единственное место, обозначенное характерным значком, бесплатно, простояли полдня и ночь буквально перед входом в отель – всё нормально. Отель рекомендовать можно, но особых специализированных условий вы не найдёте, хотя всё доступно, отвратительный завтрак.

Долина реки Тибр

Долина реки Тибр

А утром мы решили еще раз попрощаться с городом, проехав по его улицам на машине. Заехали в такие узкие места, что поворачивать в одном из поворотов пришлось за несколько приемов. Итальянцы используют, в основном, малолитражки, так и удобнее и дешевле, ну а нам с нашими 4,5 метрами пришлось немного попотеть. Так и не доехав до старого города включили навигатор и поехали к следующей промежуточной точке нашего маршрута на пути в Рим — Норче.

Норча

Путь в Норчу лежал еще через один древнейший город на горе — Ассизи. Дорога петляла по горам и везде на пути нам встречались большие и совсем маленькие поселения разбросанные по склонам гор, а то и на самих горах. Иногда они выглядели, как гнезда ласточек, прилепившиеся к почти отвесным склонам. И постоянно нас мучил вопрос — зачем? Зачем надо было строить так высоко свои жилища, ведь это так неудобно: таскать воду, дрова, большую часть своей жизни тратить на преодоление крутых ступенек. Ответ напрашивался только один: и до, и после крушения Римской империи существовало множество почти независимых территорий, которые вели междуусобные войны, а заодно отражали набеги различных других «неместных» ребят. А лезть на гору, с которой в тебя стреляют и обкидывают всякими тяжестями, да еще и обзываются, как-то не очень приятно. Видимо Ассизи и был заложен на горе по этой причине.

Типичное поселение-гнездо

Типичное поселение-гнездо

Еще дома, просматривая будущий маршрут по Google Street View, мы сомневались в возможности нормально передвигаться по Ассизи из-за его очень крутых улиц. Но сам город настолько привлекал, что решено было все-таки в него заехать. И если не получится прогуляться пешком, то хотя бы проехать по его улицам на машине. Надо заметить, что в исторических центрах итальянских городов движение автомобильного транспорта ограничено, т.н. Zona Traffico Limitato. И, увидев в Ассизи такой знак, да еще и девушку-полицейского перед ним, мы собрались было поворачивать, но она, увидев значок инвалида на лобовом, замахала нам рукой и разрешила проехать дальше под знак. Отказываться мы не стали.

Ассизи

Ассизи

То, что мы видели на компьютере дома не шло ни в какое сравнение с тем, что было на самом деле. Улицы были на столько узкими и крутыми, что в некоторые из них мы даже не рискнули заезжать. В одном месте поворачивать опять пришлось, как лыжнику, в несколько приемов, а в другом, чтобы проехать — пришлось складывать зеркала.  Так, «покатавшись» по городу и сделав несколько снимков прямо из машины, мы благополучно покинули его и продолжили наш путь. Я очень мечтала погулять  и ощутить именно такие места в Италии, но для меня это оказалось нереально, даже если с вами будет сопровождающий, то есть вероятность его «угробить», так что если этот человек вам хоть немного дорог, то лучше воздержитесь!


 

Одна из самых широких улиц Ассизи

Одна из самых широких улиц Ассизи

Небольшой и уютный городок Норча с населением не более 5 тыс. человек известен не только в Италии, но и далеко за ее пределами. Прежде всего своими мясными деликатесами, ну и, конечно же, это родина Святого Бенедикта, основателя ордена бенедиктинцев и с недавнего времени покровителя Европы, Базилика которого стоит на центральной площади старого города. Перед тем, как ехать в Норчу надо хорошо, нет, даже очень хорошо, покушать. Но и тогда вы не удержитесь от дегустации различных колбас, копченостей, сыров и огромного количества всего того, что можно сделать из мяса.

Главная площадь старого города

Главная площадь старого города

Перед каждым вторым магазином вас встречают мохнатые кабаньи головы, а то и чучела целого выводка кабанов. В самих магазинчиках с потолка гроздьями свисают разнообразнейшие колбасы и колбаски из свинины, кабана, оленины, а так же целые копченые поросячьи и кабаньи ноги — прошутто, полки просто ломятся от разного рода окороков, ветчины, буженины и т.п. вещей. А сы-ы-р! Какой вкусный сыр Рикотта! Сейчас пишу, вспоминаю и слюной исхожу. Тут же — россыпи различных приправ и специй, и знаменитые умбрийские трюфеля, которые собирают здесь практически круглый год.

Типичный магазинчик мясных деликатесов - Норчинерия

Типичный магазинчик мясных деликатесов — Норчинерия

 В общем, после возвращения из поездки, мы еще целый месяц ели колбасу из Норчи. Городок понравился, маленький, колоритный, вкусный! Будете где-то рядом, обязательно заскочите на пару часиков.

Совсем недалеко находится ещё один городок Л’Аквилла, который очень хотелось посмотреть. Город был разрушен во время землетрясения в 2009 г. и теперь «законсервирован», люди выселены, а город охраняют полиция и войска. Но времени на это не осталось, УВЫ и в следующий раз!


Пора! В путь! Нас ждет Вечный город!…

в рубрике Путешествия. Метки:

Добавить комментарий