Шри-Ланка 2011

Шри-Ланка. Путешествия для людей с ограниченными возможностями.

Это была наша первая поездка на Шри-Ланку. Мало того, ранее мы никогда не бывали в тропических странах. Нас было четверо – я, моя Наташа и наши друзья супруги Наташа и Олег. На коляске был только я.

Ехали не по туристической путевке, а в гости – много лет назад, еще во времена Советского Союза я учился  в Киевском строительном институте и дружил со студентами из Цейлона (так тогда называлась Шри Ланка).
Как мы восстановили отношения – это особый разговор.
Мой друг Сарат, который ныне живет и работает в Новой Зеландии, приехал в Шри Ланку за несколько дней и должен был нас встречать в аэропорту.

Все было хорошо, без проблем. 23 декабря, настроение, как и декор в киевском международном аэропорту «Борисполь», было предновогоднее. Приехали за 1,5 часа, запаковали и сдали вещи, прошли формальности, увидели, как прилетел наш самолет. В Киеве проблем для пассажиров-колясочников нет уже давно – туалеты и лифты имеются, персонал обучен, при необходимости катит коляску, помогает нести вещи, проводит без очереди через зону пограничного и таможенного контроля. Тем более, нас с Наташей многие из персонала спец-сервиса  знают в лицо (все таки мы не очень часто, но регулярно летаем).

Два крепких и опытных работника спецсервиса подъемником загрузили нас в машину-лифт, оттуда — в самолет, на маленькой узкой коляске подвезли к нашим креслам в 11 ряду. Это уже удивило, так как на low-cost рейсах обычно садят на первые места. Ну, ничего, какая разница…
Шри-Ланка. Туризм для инвалидов.
Из Киева в Коломбо (столицу Шри Ланки) летели мы самолетом low-cost авиакомпании FlyDubay с посадкой в Дубай.
Из Киева летят и прямые рейсы (примерно 9 часов без посадки), но мне из-за потенциально возможных туалетных проблем проще лететь с посадкой. Кроме этого, экономия на каждом билете была что-то около 120 $ (240 с двоих), что радовало.
Через иллюминаторы мы попрощались с пасмурным декабрьским (но без снега) Киевом и отлично взлетели.

Через 4 часа полета увидели в иллюминаторах удивительную картину.
Прилетели уже ночью и были поражены морем огней над бывшей пустыней. Настроение было отличное. Посадка – очень мягкой и простой. Все класс. У нас есть 1 час на пересадку на рейс Дубай-Коломбо той же компании.
В команде стюардесс была русскоязычная девушка, которая сказала, что бы мы не волновались, о том, что на борту есть колясочник, в аэропорту уже известно и за нами приедут. Минут через 10 (обычно – быстрее) появилась машина-лифт. Все, как всегда.
Оказалось, что все получилось не так.
В дверях показалась маленькая женщина средних лет с коляской, которая была… шире, чем проход между креслами салона.
В итоге меня на руках, цепляя моими ногами за кресла, стягивая с меня брюки со средствами гигиены, вытащили, как мешок, стюард и один мужик из команды уборщиков самолетов. И посадили не в мою, как всегда, а в аэропортовскую коляску. Точнее, не коляску, а гроб на колесах даже без ободов на колесах! Все наши попытки добиться того, что бы мне дали мою коляску, как это делали всегда до этого во всех аэропортах, кончились неудачей – женщина-помощница мало понимала мой английский, как и я — ее. В итоге она сказала, что находится в аэропорту на своей коляске запрещено.
Пока мы ждали в самолете грузчиков и пока был «вынос моего тела», все наши попутчики, включая наших друзей, были отправлены в зал ожидания. Нас же ошибочно привезли в другой.
Не буду описывать все волнения и несуразности. В итоге, ни о каком посещении туалета речь не шла, потому что нас отвезли на другой терминал, из-за чего мы не по своей вине чуть не опоздали на рейс.
С не очень хорошим настроением нас пересадили уже на первые места в Боинге и мы взлетели в ночное небо. Через пять с половиной часов мы приземлились в аэропорту Коломбо. Без проблем меня посадили в аэропортовскую коляску (так же без ободов) и привезли в зал получения багажа.
Но проблемы не кончились… Через час ожидания мы узнали, что оба наши чемодана остались … в Дубай!!!
Мы были в этом не одиноки, чемоданы пропали у многих пассажиров нашего рейса, но нам от того было не легче. Тем более, что в Дубай осталась и… моя коляска!?!
После была встреча с моим другом Саратом, с которым я не виделся 35 лет. Аэропортовскую коляску нам с собой не дали, и в 5 часов 15 минут утра я уехал из аэропорта на машине своего друга без коляски.
Свои рекомендации по подобной ситуации дам в конце этого поста.
А теперь – о интересном, даже сказочном. Еще в Киеве мы запланировали несколько поездок по памятным местам так называемого «Золотого треугольника» Шри–Ланки. В одну из них мы отправились рано утром, когда на рассвете в 5 часов за нами приехал бусик Nissan, мы погрузились и поехали в Полоннаруву. До нее было 200 км, которые мы проехали за 4 часа 20 минут.
Нашего водителя звали Сапат, он оказался профессионалом высокого класса и просто милым человеком, готовым помочь.
Полоннарува – древний город на северо-востоке острова, включенный в список Мирового наследия Юнеско, расположенный на берегу очень живописного озера!
Массу фактической и исторической информации об этом уникальном месте читатель сайта без проблем найдет в Интернете. Поэтому я дам только краткие комментарии к фотографиям, большинство которых говорят сами за себя.
Озеро называется Parakrama Samudraya, создано людьми по приказу короля Parakramabahu Великого (1153-1186) более 800 лет назад.
Масштабы памятника таковы, что только на машине по заповедной территории нужно ехать минут 10 или больше.
Поэтому я рекомендую прежде, чем читать мои заметки, залезть в Google Earth и распечатать себе кусочек карты со спутника Святого города Полоннарувы. И бродить по городу вместе со мной, иногда поглядывая в распечатку.
Осмотр начали с экспонатов музея, где и купили билеты. Они – необычные, в книжечке – три талона для посещения разных частей разделов комплекса и DVD-диск с видео-гидом.
В музей попадаете по пандусу. На входе из нашей билетной книжки забрали первый талончик. Жаль, но там достаточно жестко запрещают фотографировать, а ведь в залах — уйма интересных древних экспонатов-оригиналов, схем, фотографий, макетов. Наверное, лучше музеем заканчивать осмотр, когда ты посмотрел памятники «в живую» и обязательно возникнут вопросы, типа, как выглядели здания раньше, что там происходило и т.д. Но это я понимаю только сегодня!
Мы пешком двинулись в сторону Water-park. Прошли мимо туристского центра, где можно перекусить (мы попили чаю).
Потом по удивительному лесу направились в сторону нескольких водоемов.
Вода из озера водопадами попадает в бассейн, окантованный кирпичными стенками.
Это – банный комплекс короля (Biso Kotuwa).

Душевые кабины (когда-то) и туалет, вода в который доставлялась по керамическим трубам.

Запас воды хранился в этой круглой емкости.

За полянкой вдалеке обнаружили остатки многих громадных строений.
Здание без окон Tomb of King Nissanga Malla, по мнению ученых – мавзолей короля. Белые пятна – это сохранившаяся штукатурка, которой почти 1000 лет.
Остатки стен Дворца короля.
Чуть левее видны ряды благородных колонн Raja Sabha Mandapaya, короля Nissanga Malla.
По лестнице поднимаемся на площадку Зала Государственного Совета.
Пред каменной статуей льва «Sinhasanaya» находился трон короля.
С высоты площадки очень хорошо видны большие масштабы строений.
Кирпичи, из которого сложены цоколи и стены, скреплены каким то раствором. Я попробовал швы – раствор прочный, руками ничего нельзя отцарапать!
Возвращаемся к машине опять мимо бани
и бассейнов.
Интересно, кто эта обезьяна – охранник, «массажист» или бесплатный
посетитель этих сказочных мест. Скорее всего, она чувствует себя хозяином!
По романтическому мостику проходим к паркингу.
Рыбки нами не были обнаружены. Впрочем, как и лягушки. А может они от солнышка попрятались.
Через пять минуть езды у нас забрали второй билетный купон, и мы оказались в центре Сакрального (Священного) города. Прошли через ворота в Крепостной стене.
Наша цель– несколько индуистских святынь — расположена в нескольких сотнях метров южнее.
Камни, из которого был построен Храм Шивы, настолько точно подогнаны друг к  другу, что веками держались без раствора.
На многих камнях остался декор, элементы барельефов, надписей.
Мы вернулись к паркингу, расположенному рядом с прямоугольным холмом (террасой) Dalada Maluwa, склоны которой укреплены камнями. На него поднимаются по лестнице высотой метра 4 ( не меньше), мы же объехали по тропинке правее северного склона. Не без усилий, но возможно!
Самое оригинальное строение на холме — Дом ступы, или Vatadage. Диаметр цокольного этажа – 37 метров.
Диаметр второго круга – 24 метра. Высота от земли до пола второго уровня – 3 метра.
Перед лестницей расположен Лунный камень, украшенный кольцами из изображений львов, слонов, уток.
По лестнице поднимаемся к остаткам кирпичной ступы,
вокруг которой – точно на север, юг, запад и восток – четыре сидячих статуи Будды.
С верхней площадки Vatadage можно окинуть взором весь комплекс. Все строения – древние, и все – разные.
Подойдем к Atadage, Первому Храму Зуба Будды. Видимо, тут раньше хранилась главная Реликвия Шри Ланки.
В окружении рядов колонн вдалеке – Будда Стоящий.
Статуя, которой более 800 лет, отлично сохранилась.
В здании Nissanka Latha Mandapaya с удивительными витыми колоннами король, по предположениям ученых, слушал чтение религиозных текстов.
Пожалуй, лучше всего сохранился храм для моленья — Thuparamaya. Он самый старший, считают, что его построили более 900 лет назад, при короле Vijayabahu I  (1070-1110).
Толщина стен в некоторых местах – около 2 метров, на стенах есть древняя штукатурка и росписи, внутри – несколько статуй Будды более поздних периодов.
От храма Oth Pilimaya (Будды лежащего) остались только фундаменты и колонны.
Белая статуя почти в центре террасы – Boddhisathwa, Будда в состоянии нирваны.
Во многих местах можно видеть вертикальные охранные барельефы, на которых божества держат в руках чашу изобилия и ветвь процветания. Самого охранника защищают от сил зла капюшон в виде семиглавой кобры и карлики, стоящие у ног.
А это – Hetadage, Второй Храм Зуба Будды, богато украшенный декором в виде фигур, орнаментов, других архитектурных деталей.
По строению повторяет Atadage, но окружен прямоугольником фундаментальных стен.
В глубине – три статуи.
Рядом с Hetadage – удивительный камень Gal-potha. Его размеры — 8 метров длины и ширина – 1,4 метра. Эта каменная книга создана по повелению короля Nissanka Malla (1187-1196). На верхней поверхности выбито около 4,5 тысяч знаков.
В углу площадки – Sathmahal Prasada, 7 ярусная кирпичная пирамида 9 метровой высоты. Здание имеет четыре входа с четырех сторон. Снаружи есть ступеньки, по которым можно подняться на самый верх.
За порядком следят полицейские, а может – охранники в форме. У них, как правило, строгое выражение лица, но при первой просьбе сфотографироваться –
мгновенное согласие и улыбка.
Спускались – опять по траве и тропинкам.
Пять минут езды по лесной дороге – и мы у Северного монастыря.
Самое большое сооружение — ступа Rankot Vehera, примерный перевод с сингальского «Ступа с золотой остроконечной вершиной», построенная из кирпича
королем Ниссанка Малла (1187-1196), Размеры – потрясают, высота 33 метра (почти 10 этажный дом).
Диаметр у основания – 170 метров (почти 2 футбольных поля (!). Есть 4 входа, по одному с каждой из сторон света.
В 200 метрах севернее — Kiri Vehera – белая ступа, рядом, в зелени, кирпичная темная ступа Salana Pirivena, предположительно, в ней проводили траурные церемонии.
Вокруг – бесконечные руины, фундаменты, колонны, цокольные этажи. Где тот тут, как мы узнали ранее в музее, был госпиталь, построенный более 800 лет тому назад. На одном из музейных стендом мы видели найденный при раскопках в Северном монастыре набор хирургических инструментов, принципиально мало отличный от нынешних скальпеля, зажимов, пинцетов!
Обратите внимание, какая удивительная по красоте квадратная площадка, сложенная из кирпича более 9 столетий тому назад!
Перед нами панорама скального Храма Gal Viharaya, уникального не только для Шри Ланки, но и для всего мира.
В одной скале выбиты 4 статуи Будды. Первая высотой 4,6 метра – Будда Сидящий на троне.
Рядом в вырубленной мастерами прямоугольной пещере Vidyhadhara Guha 8 метровой длины   – еще один сидящий Будда. В пещере сохранились древние росписи.
Правее – Будда 7 метровой высоты стоит на цветке лотоса.
Четвертый – Лежащий Будда.
Его рост – более 14 метров. Статуя – одна из самых больших не только на Шри Ланке, но и во всей Азии.
Детали статуи – лицо, прическа, руки, стопы, даже подушка в виде валика, потрясают тщательностью работы скульпторов, мастерством проработки деталей.
Напротив статуй еще одна скала, на вершине которой лежат, точнее, почти вертикально стоят несколько громадных каменных монолитов. Как они держатся в таком положении – непонятно!
Еще один взгляд на Комплекс Скалы Будды – и наша экскурсия по Полоннаруве заканчивается.
На солнечных дорожках и полянках до боли в глазах блестит зеленая трава.
Забавные хозяева этих мест не обращают на туристов внимания, позволяя себя сфотографировать.
Предки этих обезьянок живут среди местных красот на протяжении веков, точнее, тысячелетий.
Прохладой повеяло от этого озерца с розовыми цветами лотоса. Времени на отдых не было. Нас ожидают другие замечательные памятники, сокровища культуры мирового значения.
Эта обезьянка пожелала нам счастливого пути.

Ветки деревьев помахали нам вслед!
Более подробно о Полоннаруве и других интересных и просто уникальных местах Шри Ланки, многие из которых включены в Реестр мирового культурного наследия ЮНЕСКО – см. на www.nesididoma.com